Известно, что изменения последнего времени, происходящие в Российской системе дошкольного образования, очень значимы и связаны, прежде всего, с вступлением в силу Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации". Дошкольное образование является одним из национальных приоритетов государственной политики. Право на общедоступное дошкольное образование для каждого ребенка, проживающего в России, установлено Конституцией Российской Федерации – основным законом нашей страны.
С 1 января 2014 года в систему дошкольного образования внедрен ФГОС.
В основу ФГОС ДО положена единая теоретическая основа – системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную познавательную деятельность детей, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основные принципы ФГОС ДО направлены на:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения, по мнению участников круглого стола, является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро, иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Работа в небольших группах, по их словам, является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая, самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми, деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Источник: http://httpwww.grozny-inform.ru/news/culture/59240/ |