Основными
принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость,
обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам,
недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Новые правила
аттестации также коррелируют с принципами новой системы оплаты труда,
учитывающей результаты и качество работы учителя.
Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную.
Обязательная
аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия
педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной
деятельности.
Добровольная аттестация осуществляется по желанию
учителя для установления соответствия уровня его квалификации
требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок
действия квалификационной категории составляет 5 лет.
В
соответствии с Законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение
аттестации педкадров относится к полномочиям субъекта Российской
Федерации, аттестацию проводит региональная аттестационная комиссия.
Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня
квалификации педагогических работников, их методологической культуры,
личностного профессионального роста, использования ими современных
педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к
кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании
кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Обязательной аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и
родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных
работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из
указанных отпусков.
Аттестационная комиссия в составе
председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов
комиссии формируется из числа представителей федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных
союзов, научных организаций и общественных объединений, органов
самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных
учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и
работников образовательных учреждений. Состав аттестационной комиссии
формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта
интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными
комиссиями решения. Решение аттестационной комиссией принимается в
отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием
большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной
комиссии.
В случае признания работника несоответствующим
занимаемой должности, работодатель (руководитель образовательного
учреждения) должен направить его на курсы повышения квалификации (если
подобная рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии),
либо предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником
может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81
Трудового кодекса Российской Федерации если невозможно перевести
педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся
у работодателя работу (в том числе вакантную нижестоящую должность или
нижеоплачиваемую работу).
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
владеют современными образовательными технологиями и методиками и
эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками
образовательных программ и показатели динамики их достижений выше
средних в субъекте Российской Федерации.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
имеют установленную первую квалификационную категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и
эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками
образовательных программ и показатели динамики их достижений выше
средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом
результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских,
международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный
вклад в повышение качества образования на основе совершенствования
методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение
новых образовательных технологий и активно распространяют собственный
опыт в области повышения качества образования и воспитания.
ПОЛОЖЕНИЕ о формах и процедурах аттестации педагогических работников образовательных учреждений Чеченской Республики
Тестовые задания для аттестации педагогических работников в 2013 году (на 1 марта)
Административный
регламент предоставления Минобрнауки ЧР государственной услуги для
проведения аттестации педагогических работников образовательных
учреждений Чеченской Республики"
|