Герб - это изобразительный опознавательный знак, составленный по определенным правилам (правилам геральдики).
Герб представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам геральдики, неизменно присущее своему владельцу (человеку, роду, корпорации, городу, территории, государству) и выполняющее функцию идентификации (определения, опознания) этого владельца с помощью визуальных средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения - цветов и фигур).
Зачем нужен герб?
Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же - только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха - звуками и составленными из них словами), а герб - средствами визуальными.
Существование гербов (ровно как и других, сходными с гербами по выполняемым функциям опознавательных знаков: эмблем, клейм, тамг, печатей и т.п.) вызвано тем, что человек с самого начала своего существования насущно нуждается в средстве, позволяющем отличать свое от чужого и своих от чужих. Названия здесь далеко не всегда могут прийти на помощь. Во-первых, названия одних и тех же объектов звучат по-разному в разных языках и далеко не каждый человек способен узнать название даже своего родного государства или города, произнесенное на иностранном языке. Во-вторых, названия передаются надписями в различных формах письменности, люди же редко владеют более чем одним-двумя языками кроме родного. Но даже в родном языке надпись не всегда может помочь: вспомним, что всеобщая грамотность - очень новое явление, в Европе, Северной Америке, ряде стран других континентов она распространилась лишь в конце XIX - начале ХХ веков. Таким образом, названия произнесенные вслух или сообщенные посредством надписи далеко не всегда могут быть поняты и распознаны окружающими.
В отличие от языка звуков, букв и слов язык цветов и фигур является интернациональным. Это обуславливается свойством человеческой натуры: с помощью зрения мы воспринимаем от 80 до 90% информации, и лишь 10-20% сообщают нам другие средства восприятия (слух, вкус, обоняние, осязание). Обычно человек знает около 5-7 тысяч слов родного языка, а активно использует 2-3 тысячи слов. Количество же зрительных образов, которые мы умеем запоминать и узнавать не поддается исчислению - оно бесконечно огромно. В этой связи с первобытных времен существования человек для идентификации своего - чужого, своих - чужих активно использует различные изобразительные знаки: цвета и фигуры, составленные из них эмблемы: тотемы, родовые и племенные знаки, татуировки, украшения, шрамы, раскраску кожи, особые виды одежды, оружия и утвари и многое-многое другое.
Принцип существования опознавательных знаков вполне прост: человек помещает эти знаки на то, что принадлежит ему, что он хочет пометить как свое. Конечно, незнакомец столкнувшийся с помеченной опознавательным знаком вещью или территорией (например, охотничьим угодьем) не всегда сразу может понять кому именно оно принадлежит. Однако наличие знака говорит о том, что данная вещь или объект уже не являются ничейными, они указывают на то, что кто-то уже закрепил свое право на пользование или собственность ими.
С простейшим примером практического использования опознавательных знаков те из нас, кто посещает детские дошкольные заведения (детские сады, группы), сталкивается уже в первые годы жизни. Повсеместно в детских садах принята практика обозначать принадлежащие детям вещи (шкафчики для одежды, вешалки для полотенец, кровати, места за столом) условными изображениями (простейшими рисунками - например, овощей и фруктов, зверей, элементарных сооружений: вагончиков, машинок, домиков и т.д.). И ребенок, подчас совсем маленький (в возрасте от 2 лет), не владеющий чтением, письмом и счетом, часто даже не умеющий еще хорошо разговаривать, легко и эффективно начинает пользоваться геральдикой - с помощью опознавательных знаков узнавать принадлежащие ему вещи и объекты.
Примеры эффективности визуальных знаков можно черпать не только из детства. Автомобиль сегодня стал повсеместно распространенным средством передвижения, а вождение автомобиля доступно все большему и большему количеству людей. Обучение вождению начинается… с изучения дорожных знаков. Почему для обозначения различных дорожных ситуаций и требований приняты знаки (которые не всякому взрослому человеку легко быстро выучить)? Почему не заменить их надписями? Потому что, во-первых, системы дорожных знаков интернациональны и водитель, выучивший знаки, сможет уверенно ориентироваться на дорогах большинства стран мира (чего он не смог бы, если бы вместо знаков применялись надписи на неизвестном ему языке иной страны). А во-вторых, знаки - то есть изобразительные конструкции - опознаются и воспринимаются нами гораздо быстрее, чем надписи. На то, чтобы прочесть, осознать, проанализировать придорожную надпись и скорректировать свои действия сообразно сделанному надписью предупреждению уходят доли секунд, а иногда и секунды. При современных скоростях дорожного движения секунды и доли секунд решают очень многое: замедление реакции, задержка решения на секунду может стать причиной аварии, а иногда и гибели. Именно поэтому на дорогах всего мира преимущественно используются не надписи, а знаки: изобразительную конструкцию, знак мы воспринимаем мгновенно. Это сохраняет нам те самые секунды и доли секунд от которых зависят безопасность, а нередко и жизнь.
Каждая человеческая культура, народ, страна, территория, племя, род создают собственные опознавательные знаки, существует огромное количество различных знаковых традиций и форм. По мере развития общества, расширения границ взаимодействия людей, становления государств различные местные знаковые традиции сплетались, воздействовали друг на друга, оптимизировались и обобщались. В результате появлялись системы знаков различия в основе своей общие для крупных человеческих общностей - даже не государств, а шире: мировых культур. Развитие знаковой культуры в Европе привело к рождению геральдики: практики создания и использования гербов и иных, связанных с гербами, опознавательных знаков.
Чем герб отличается от других опознавательных знаков?
От всех остальных существующих в мире опознавательных знаков гербы отличаются тем, что составляются по определенным правилам - правилам геральдики. Эти правила сложились сами собой в течении многих веков практического использования гербов. Обусловлены эти правила частью свойствами человеческой психики, частью - собственно опытом применения гербов. Соблюдение этих правил позволяет гербам эффективно выполнять свою функцию - служить четко узнаваемыми и распознаваемыми знаками, указывающими на своего владельца.
Откуда взялись гербы?
Культура гербов берет свое начало в XI-XII вв. и тесно связана с уникальным явлением истории Европы - Крестовыми походами. В ходе Крестовых походов огромное количество рыцарей из разных стран Европы оказалось объединено в общих армиях. Рыцари говорили на самых разных языках, грамота среди них была мало известна, традиции костюма и вооружения были в общих чертах сходными для большинства участников походов. Узнавать друг друга в этих условиях оказалось почти невозможно. А проблема опознания стояла крайне остро: к ней побуждали как чисто практические потребности ведения войны (необходимость узнавать свой отряд, свое место в строю, свою позицию и т.п.), так и обстоятельства связанные с особенностями самосознания и морали того времени: рыцарское общество было глубоко личностным, рыцарь совершал подвиги ради славы своего имени и стремился, чтобы его имя было известно и памятно.
В этих условиях единственным средством, позволявшим опознавать рыцарей в огромных интернациональных войсках, стали визуальные знаки - эмблемы. Поначалу использование эмблем было произвольным: рыцарь помещал на свою одежду, щит и имущество тот знак, который ему нравился и менял его, когда того желал. Но уже к XII веку персональные эмблемы рыцарей трансформируются в гербы: они начинают отвечать двум основополагающим условиям, отличающим герб от всех других опознавательных знаков:
гербы составляются по правилам геральдики;
гербы являются неизменно принадлежащими своим владельцам (то есть рыцарь пользовался одним и тем же гербом всю свою жизнь, а несколько позже рыцарские гербы стали передаваться по наследству, превратившись в гербы родовые).
Потребность в гербах испытывали отнюдь не только рыцари. Уже в XII - начале XIII века гербами, помимо рыцарей, начинают пользоваться лица не принадлежащие к рыцарскому сословию: горожане, священники, ремесленники, дамы, крестьяне, а также - корпорации: рыцарские, монашеские и духовно-рыцарские ордена, ремесленные цеха, профессиональные и духовные объединения, общины и города. С течением времени круг пользующихся гербами продолжал расширяться. Со временем родились гербы земель, территорий и, наконец, государств.
Что такое геральдика?
Слово «геральдика» имеет три значения.
В первом значении «геральдика» - это отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина), занимающийся изучением гербов (в этом значении геральдика также называется «гербоведением»).
Во втором значении «геральдика» - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.
В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем (в этом значении можно сказать, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране; или «геральдика школы № 1», понимая под этим все знаки, существующие и применяющиеся в упомянутой школе).
Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.
В своей глубинной, фундаментальной основе геральдика - это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных (то есть воспринимаемых зрительно) средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности (подобно как в языках существуют диалекты и наречия). Наконец, геральдика является живым организмом и (подобно всем языкам) оставаясь неизменной в своей фундаментальной основе, чутко и гибко реагирует на течение времени, новые явления человеческой и общественной жизни.
Кто может иметь герб? Какие бывают гербы?
Гербом может владеть тот, кто обладает самостоятельностью и правом самоопределения. Древнейшие гербы являлись личными - то есть принадлежащими одному конкретному человеку, поскольку этот человек являлся личностью самостоятельной и самоопределяющейся. Самостоятельностью и самоопределением обладают не только личности, но и корпорации: семья, род, различные профессиональные, духовные, общественные или политические объединения. Соответственно, существуют корпоративные гербы: гербы семей и родов, гербы ремесленных цехов, торговых и промышленных компаний, университетов, школ и т.п. (то есть гербы профессиональных корпораций), гербы церковных объединений и церковных иерархов (гербы духовных корпораций), гербы клубов, команд, товариществ (гербы общественных корпораций) и, наконец, гербы политических корпораций: городов, территорий, земель и государств.
Правила составления гербов для всех видов владельцев в фундаментальной основе являются общими, хотя историческая традиция, местные и профессиональные традиции накладывают свой отпечаток на те или иные группы геральдических знаков.
Что такое государственный герб?
Государственный герб - это название государства, сообщаемое в форме, доступной визуальному восприятию: посредством цветов и фигур. Государственный герб является изобразительным различительным знаком, позволяющим определить владеющее им государство и отличить его от других.
МБОУ "Гудермесская СШ №9" 366203, Чеченская Республика, г. Гудермес, ул. Центральная, 20. показать на карте Пожеланияипредложенияпосайту направлять на e-mail: mail@9shcola.ru
Информация размещенная на сайте МБОУ «Гудермесская СШ №9» ,
относится к информационной продукции, допускаемой к обороту для детей, достигших
возраста6+лет в соответствии со статьей 8 ФЗ №436 от 29.12.2010 г.