С 2008 года благодаря программе Главы Чеченской Республики Рамзана
Кадырова лучшие студенты из числа первокурсников чеченских вузов имеют
уникальную возможность поступить на учебу в лучшие вузы Англии и
Германии. Полноценное обучение, проживание и питание для студентов
обеспечивается за счет средств из бюджета республики. Как отмечают
специалисты, это разумный финансовый вклад в развитие региона.
На днях делегация Чеченской Республики во главе с министром
образования и науки Чеченской Республики Анзором Музаевым выезжала в ряд
вузов Англии и Германии, в которых учатся наши студенты. О целях
поездки, об увиденном и своих впечатлениях с читателями «ВР» делится
министр Анзор Музаев. - Мы ежегодно выезжаем в европейские вузы, в
которых по программе Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова,
проходят обучение лучшие из числа студентов Чеченской Республики.
Нынешняя наша поездка – третья по счету. Традиционно в ходе
поездки мы беседуем со студентами, преподавателями и руководством вузов,
анализируем успеваемость наших детей, выявляем проблемные вопросы и
стараемся решить их на месте. Что касается нынешней поездки, то ее
особенностью можно назвать то, что в этом году мы провели много встреч с
немецкими и английскими учеными. Дело в том, что многие из наших детей
уже окончили бакалавриат и обучаются в магистратуре. Успех таких
студентов стал своего рода дополнительным мостиком, который связал нас с
европейскими учеными и мы можем теперь работать над совместными
грантовыми проектами. Ведь по линии Министерства образования и науки
России выделяются средства под научные гранты для вузов, где
предпочтительней являются те учебные заведения, которые проводят
совместные научные работы с иностранными вузами. Таким образом,
стимулируется международное научное сотрудничество. На сегодняшний день,
во многом благодаря обучению наших студентов в Европе, мы занимаем по
этому вопросу хорошие позиции и имеем реальные шансы выиграть гранты на
совместные научные исследования с ведущими зарубежными вузами. Также
в ходе нашей поездки мы провели ряд встреч по совместному научному
сотрудничеству, в частности, по аграрным наукам и вопросам экологии.
Достигнута предварительная договоренность о подписании соглашений по
научно-исследовательскому сотрудничеству между Чеченским
госуниверситетом и Грозненским государственным нефтяным техническим
университетом с немецкими вузами, в которых обучаются наши студенты.
Уверен, что такое сотрудничество пойдет только на пользу нашим вузам,
ученым и студентам, так как мы все знаем и наслышаны об уровне развития
аграрной и инженерной науки в Германии. - Анзор Ахмедович, каковы успехи наших ребят? Как о них отзываются преподаватели и руководство вузов? -
Возьмем, к примеру, Германию, где обучаются свыше 100 наших студентов,
куда в этом году планируем направить также дополнительно еще 10 человек.
Если говорить чисто по успеваемости, то труднее всего было первому
потоку. Это выпускники школ 2005-2006 годов – периода начала активного
возрождения республики. У выпускников была слабая школьная база, и им
было достаточно тяжело учиться даже в наших вузах. Что касается
последующих потоков, то, по словам руководства немецких вузов и самих
преподавателей, с каждым годом уровень знаний поступающих абитуриентов
значительно выше. Об этом свидетельствуют цифры, а также то, что за
последние 2 года из-за неуспеваемости домой не вернулся ни один из наших
студентов. Это показатель того, что они стали ответственней подходить к
учебе, а также то, что закончился школьный выпуск, так называемых,
«детей войны», которые учились в военные и послевоенные периоды. Хвала
Всевышнему, это время уже позади. В целом, наши студенты
демонстрируют хорошие показатели успеваемости, о них тепло отзываются
преподаватели. Более того, многие из них находятся в числе лучших в
своих группах и вузах. - Нравится ли нашим студентам учиться в европейских странах? Довольны ли они уровнем обучения, условиями учебы и проживания? -
Нужно в первую очередь подчеркнуть, что особенностью европейской
системы образования является ее взвешенность и толерантность. К примеру,
во всех учебных заведениях есть молельные комнаты, в которых молятся
приверженцы всех религий. Здесь их называют «комнаты для духовной
разгрузки». В целом, в вузах созданы благоприятные условия для студентов
разных национальностей и вероисповедания. Такой подход практически
полностью исключают какие-либо конфликты и трения на национальной или
религиозной почве. О питании: в столовых, как правило, предупреждают
студентов о виде мяса, чтобы мусульманин или иудей случайно не съели
свинину. Более того, во время священного для мусульман месяца Рамадан во
многих вузах для студентов-мусульман специально готовят еду вечером и
ранним утром. Так что о подходе европейцев к созданию комфортных условий
для студентов говорить не приходится. На высоком уровне качество
и уровень обучения, начиная от оснащения библиотек и заканчивая учебной
и научной базой. Здесь не стоит вопрос дачи или получения взятки за
экзамен, обход зачета. В европейских вузах просто не понимают, как можно
за деньги получить оценки по предметам. У них сразу встает вопрос: а
как студент собирается работать, если не овладел специальностью? Здесь
нет понятия взяточничества в вузах. И такой подход не остается не
замеченным не только нашими ребятами, но и приезжими студентами из
других стран. Находясь в таких условиях, дети еще усерднее начинают
учиться. Они видят, что нет предвзятого отношения, что знания – это
пропуск в успешную жизнь, который можно заработать только своим умом и
который нельзя купить ни за какие деньги. Во время поездки многие
старшекурсники предлагали ужесточить требования к студентам в наших
вузах, повысить образовательные стандарты и т.д. Часть студентов,
которые сейчас обучаются в Европе, после учебы будут заниматься
преподаванием в чеченских вузах. Вот вместе и будем пытаться перенять
все самое лучшее из европейской системы образования. Многие шаги в этом
направлении нами уже сделаны. Как правило, любые изменения натыкаются на
возмущение студентов и родителей. Приведу простой пример: письменный
вариант экзамена переводим в компьютерный – родители не довольны.
Переводим обратно – опять не довольны. А ведь все это делается для
исключения взяточничества, повышения уровня образования, заставить
студентов больше заниматься самостоятельной работой, ходить в
библиотеки. К сожалению, родители не всегда понимают это. Родители дают
деньги своим детям, чтобы они «закрывали» экзамены и зачеты, хотя они
должны были быть возмущены больше, чем кто-либо. На деньги родителей
студенты покупают всевозможные электронные новинки, мини-наушники и
многое другое, чтобы обойти или сдать компьютерный тест. Всем
выпускникам школ нынешнего года я советую проконсультироваться, оформить
договор и выехать на обучение в Европу. Несмотря на то, что
государственное финансирование программы обучения лучших чеченских
студентов и выпускников в европейских вузах завершено, выехать и учиться
можно за свой личный счет. Однозначно тот, кто хочет отправить своего
ребенка учиться в Москву, потратит столько же или еще больше, чем на
учебу в Германии. Учеба в Англии стоит немного дороже, чем в Германии.
Уровень знаний и воспитание после европейских вузов будут на совершенно
другом уровне. Пользуясь случаем, советую выпускникам школ и их
родителям поступать либо в три наших вуза, либо в европейские учебные
заведения. Что касается наших вузов, то здесь преимуществом
является обучение в родной республике, ограждение студентов от
националистического и нетолерантного отношения. Второй момент – это то,
что наши вузы не значительно уступают в уровне образования, но
значительно превосходят большинство российских по
материально-техническому обеспечению и духовно-нравственному,
патриотическому воспитанию. - Анзор Ахмедович,
проработан ли механизм трудоустройства студентов после их возвращения из
Англии и Германии? Не получится ли так, что государство потратило на их
учебу значительные средства, а ребята останутся без работы? -
Рынок труда Чеченской Республики испытывает острый дефицит не в рабочей
силе, а в высококвалифицированных специалистах. Профессионалы своего
дела сегодня нужны в каждом ведомстве, предприятии и организации по всем
направлениям и отраслям. Предпосылок для беспокойства за то, что по
возвращении в республику они останутся без работы – нет никаких. Они
будут нарасхват в одной только сфере образования. Приведу пример. В
Министерстве образования и науки Чеченской Республики планируют провести
курсы повышения квалификации для учителей английского языка, которых у
нас – 700 человек. У нас на эти цели предусмотрены средства. Мы
планировали пригласить для ведения курсов специалистов из Оксфорда. Но
зачем нам их приглашать, если порядка 7 наших лингвистов стали
бакалаврами в том же Оксфорде и Кембридже? В настоящее время работаем
над формированием группы лингвистов из числа наших студентов, которые
займутся повышением квалификации. Ждем от них ответа. Говоря в
общем, я уверен – без работы они не останутся. По договору они 5 лет
должны отработать преподавателями в трех наших вузах. Мало того, закон
не запрещает им совмещать работу по специальности в другой организации
или предприятии. Уже сегодня между ректорами чеченских вузов идет
конкуренция за ребят. В вузах много интересных предложений по их
трудоустройству, да и у самих ребят также есть интересные встречные
предложения. Мы очень надеемся, что эти ребята привнесут в систему
высшего образования Чеченской Республики ветер новых перемен. К большому
сожалению приходится констатировать, что ситуация в отечественной
высшей школе с каждым годом становится все хуже, а положительных
моментов – все меньше. Отдельные специалисты могут критично отнестись к
моим словам, но на мой взгляд ситуация весьма плачевная. -
Говоря о наших вузах, нужно отметить, что за последние несколько лет
произошел своего рода качественный скачок в их развитии. Так, помимо
значительного улучшения материально-технической базы, наши вузы
демонстрируют неплохую научно-исследовательскую деятельность, выигрывают
научные гранты и конкурсы. Как Вы думаете, это разовый скачок или можно
ожидать, что наши вузы и в дальнейшем будут так активно развиваться? -
Прошло не так уж много времени с того момента, как мы восстановили наши
вузы, как говорится, с фундамента: в этом году наши вузы смогли
заселиться в свои здания на исторических местах. Завершено строительство
только части главного административно-учебного корпуса Грозненского
государственного нефтяного технического университета, не завершено
строительство ряда объектов Чеченского госуниверситета, а также
педагогического института. В целом, за последние пару лет
материально-техническая база наших вузов существенно возросла, появились
учебные и научные лаборатории, необходимое оборудование и инвентарь. И
если еще недавно вузы занимались лишь подготовкой специалистов, то
сейчас здесь активно развивается научно-исследовательская деятельность. Результат
в этом направлении с каждым годом будет только расти. А вообще, я
считаю, колоссальный скачок будет после того, как в республику вернутся
наши студенты из европейских вузов. В будущем году у нас будет доктор
наук по компьютерным наукам, через полтора года – еще один доктор наук
на стыке физики и математики. Они учились и защищались в ведущих
европейских вузах. Это молодые люди в возрасте до 30 лет! Как правило,
таких достижений добиваются лишь к 50-ти годам. Это, действительно,
гениальные дети, которые окончили школы в Чеченской Республике. По
окончании учебы они вернутся в республику и будут заниматься наукой. У
них будут отличные связи со своими европейскими коллегами, возможно, они
откроют здесь свои научные школы. В наших планах также открыть
факультет, либо одно из направлений обучения в Чеченском государственном
университете, где все предметы будут вестись на иностранном языке. В
этом году руководству вузов дана установка – взять под особый контроль
зачеты и экзамены по иностранным языкам. В перспективе экзамен по
иностранному языку должен стать одним из самых сложных. Если мы хотим
выпускать востребованных на рынке труда квалифицированных специалистов,
то мы должны переориентировать наши вузы в ближайшие 5 лет на то, чтобы
студенты 3-5 курсов свободно могли разговаривать на иностранном языке.
Без этого невозможно говорить о дальнейшей интеграции наших вузов в
международное научное сотрудничество, прохождении зарубежных стажировок и
совместных разработках. Ведь практически каждый бакалавр немецкого вуза
свободно может изъясняться на английском, точно так же, как французский
или австрийский бакалавр. Мы должны стремиться к тому, чтобы студенты
старших курсов наших вузов стремились учить иностранный язык. Без этого
говорить о развитии вузовского образования не приходится. В
целом, я уверен – у наших вузов большое будущее, где уровень и качество
образования будут непременно расти. Но над этим нужно трудиться всем:
руководству и сотрудникам вузов, студентам и родителям. Сайд-Эми Хасиев №113 (2046) |