Информационно-коммуникационный центр министерства
образования и науки Российской Федерации на Юге России совместно с
Информационным агентством «Грозный-информ» провел онлайн-мероприятие с
участием министра образования и науки Чечни Исмаила Байханова.
В рамках онлайн-мероприятия Исмаил Байханов ответил на вопросы
пользователей, посвященные модернизации общего образования, а также
рассказал о реализации в республике программы «Наша новая школа».
Здравствуйте, Исмаил Баутдинович! Как в Чеченской Республике обстоит вопрос с информатизацией школ?
- Начну с того, что во всех школах Чеченской Республики по
рекомендации министерства образования и науки ЧР введены должности
заместителей директоров по информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ). В учреждениях исправно работает электронный журнал-дневник
успеваемости учащегося. Во всех школах компьютерные классы обеспечены
локально-вычислительными сетями и организован доступ в сеть Интернет со
скоростью до 2 мегабит в секунду. Кроме того, Чеченская Республика – это
один из немногих регионов, в котором официальные сайты всех учреждений
объединены в 3 портала – общего, профессионального и дополнительного
образования.
Реализуется ли в республике проект перехода на электронные учебники?
- На данный момент ни в одном регионе нашей страны нет ни полного, ни
частичного перехода на электронные учебники. Чтобы это новшество
внедрить в учебный процесс, потребуется специальная подготовка учителей,
разработка издательствами специализированных учебных пособий, создание
необходимой инфраструктуры в школе, приобретение технических средств для
хранения, обработки и визуализации информации. Есть, конечно, десяток
учреждений, в которых проводится эксперимент с использованием некоторых
учебников на планшетах, но говорить о масштабном применении их пока
рано.
Как проходит введение системы электронных дневников?
- Введение электронных дневников началось несколько лет назад. С
этого времени нами были опробованы различные программные продукты,
представленные в этом сегменте рынка. Наш выбор, в конечном итоге,
остановился на Dnevnik.Ru. Сегодня на базе этого продукта в каждой школе
внедрены электронные услуги, включая тот же самый дневник, и обучены
работники образовательных учреждений. Помимо электронного дневника, для
родителей на сайте системы доступны такие функции, как «Расписание»,
«СМС-оповещение о мероприятиях», «Контроль посещаемости занятий» и
многое другое. Логин и пароль от сайта системы выдается родителю
администратором в школе. На сегодняшний день электронным дневником
пользуется 100% школ республики, в системе зарегистрировано 206224
ученика и 18037 учителей.
Будут ли адаптировать сельские школы для детей-инвалидов?
- Министерство образования и науки Чеченской Республики участвует в
реализации Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы
и Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2013-2015 гг..
Согласно этим программам, в 2013 году для детей с ограниченными
возможностями здоровья будет адаптировано 10 школ, в 2014 – 60. К 2015
году в 20% общеобразовательных учреждений будет создана так называемая
«безбарьерная среда».
Как Вы смотрите на создание инициативных групп учеников в
школах, занимающихся общественной и культурно-массовой деятельностью?
- Любая инициатива, позитивно влияющая на развитие образования, нами
приветствуется и поддерживается. Тем более, если дело касается
общественной деятельности. В образовательных учреждениях республики
сегодня функционируют органы ученического самоуправления, школьные
организации патриотической, военно-патриотической и духовно-нравственной
направленности. Стоит отметить и целый ряд общественных движений,
которые работают с обучающимися. Есть еще свыше 100 учреждений
дополнительного образования: центры детского творчества, детского
технического творчества, эколого-биологические и туристско-краеведческие
центры, межшкольные комбинаты и детско-юношеские спортивные школы. Все
они работают над тем, чтобы инициативы детей находили применение в
реальной жизни.
Недавно приняли закон об обязательной проверке школьников на наркотики. Как это будет проходить в Чеченской Республике?
- На данный момент региональная программа находится на стадии
разработки. Отмечу, что раннее выявление незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ будет проводиться только
при наличии согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста
пятнадцати лет, либо согласия в письменной форме одного из родителей или
иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста
пятнадцати лет.
Как решается вопрос привлечения новых учителей в школы? Есть ли нехватка кадров?
- Сегодня в общеобразовательных учреждениях региона существует около
300 вакансий. Цифра из года в год снижается, но есть риск роста в
ближайшие годы, связанный с планами по строительству свыше 100 новых
школ. Введение в строй столь значительного количества новых учреждений
обусловлен демографическим ростом в республике. Для всех этих
учреждений, естественно, понадобится сформировать педагогические
коллективы. Скорее всего, будет разработана региональная программа по
привлечению в школы молодых и иногородних специалистов. Последним нами
будет уделяться особое внимание, так как в большинстве регионов сеть
школ сужается и многие талантливые педагоги остаются без работы. Их мы и
сейчас готовы трудоустроить и обеспечить условиями для проживания.
Правда, что от школьников официально будут требовать портфолио? Как Вы к этому относитесь?
- Учитывать при поступлении в ВУЗ не только результаты ЕГЭ
абитуриента, но и его портфолио и средний балл аттестата предложил
министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Решение об изменении
правил поступления в ВУЗы пока не принято, но документ может быть
утвержден в ближайшее время. Отношусь к возможному нововведению
положительно, так как результаты единого государственного экзамена, по
мнению многих, не дают полной и объективной картины качества знаний
выпускника.
Расскажите, пожалуйста, об обязательных и необязательных уроках.
- Понятия «обязательные» и «необязательные уроки» пока не
существует. С 2020 года, после введения федеральных государственных
образовательных стандартов среднего (полного) общего образования,
учащиеся 10-11 классов будут иметь возможность выбора одного или
нескольких предметов для изучения и углубленного изучения из пяти
обязательных предметных областей.
Какой Вы видите организацию досуга школьника в сельской местности?
- В сельской местности организация досуга школьников должна быть
направлена на реализацию муниципальных социальных проектов. Актовый и
спортивные залы школы должны использоваться для проведения различного
рода мероприятий и конкурсов. Помещения школ могут использоваться во
внеурочное время для организации различного рода кружков, секций и групп
по интересам. В кабинете информатики, например, можно организовать
факультативные курсы по изучению основ ИКТ. Таким образом, при желании в
школе можно сосредоточить весь досуг школьника.
Как Вы относитесь к идее ввести иностранный язык в первом классе?
- Вполне положительно отношусь к этой идее, учитывая введение новых
образовательных стандартов в старшей школе и иностранного языка, как
третьего обязательного экзамена в форме ЕГЭ с 2020 года. С одной
стороны, чем раньше школьники начнут изучать иностранный язык, тем
соответственно качественней будет владение им к моменту окончания школы.
С другой стороны, в Чеченской Республике школьники сначала должны
освоить русский язык, на котором ведется обучение по всем предметам, а
потом уже другие языки. Поэтому вопрос требует дополнительного изучения и
осмысления.
Опишите, пожалуйста, Ваше видение школ в Чечне через 5 лет?
- Мне пока сложно давать какие-то оценки и прогнозы системе, так как в
должности министра я нахожусь всего один месяц. Одно могу сказать
точно: благодаря поддержке Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова
региональное образование будет и дальше развиваться такими же темпами. В
ближайшие пять лет мы на 25% расширим сеть учреждений, будет расти
заработная плата педагогов, продолжена модернизация содержания и
инфраструктуры образования. В нашей сети учреждений появятся «цифровые
школы» с самым современным оснащением, будет обеспечена доступность
общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся малокомплектных школ и школ, расположенных в труднодоступных
местах, путем развития системы дистанционного обучения и создания
условий в самих учреждениях.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-Информ"
|